Конрад Мадей и спецотряд «Славный»: долгий рейд в тылу врага

Партизанский герой
Есть на Михановичском кладбище скромное захоронение. В правой его части, недалеко от старой развесистой березы — памятник легендарному человеку, который сделал для нашей Победы очень много.
На темном граните — табличка с именем и двумя датами: «Мадей Конрад Андреевич. 1912 — 1996». Это имя наводило ужас на захватчиков, а друзья и соратники по оружию называли его мастером диверсий, гроссмейстером по части засад.

Когда Конрад Мадей, чемпион Москвы и мастер спорта по плаванию, стал партизаном легендарного диверсионного спецотряда «Славный», он уже имел медаль «За оборону Москвы». В секретный спецотряд под командованием капитана госбезопасности Анатолия Петровича Шестакова его зачислили добровольцем. А в июне 1944 года после гибели уже майора Шестакова Мадей стал командиром.

Из 49 офицеров и бойцов, опытнейших сотрудников госбезопасности, выпускников спецшкол НКВД, профессиональных минеров-подрывников, в него были зачислены 18 мастеров различных видов спорта, в том числе несколько чемпионов СССР.

И шел отряд от брянских лесов до Могилевщины полторы тысячи опасных километров по тылам противника, получив приказ уходить все глубже и глубже в тыл врага. Принимал в свои ряды местных патриотов и к концу войны насчитывал уже 370 бойцов. Разведчики «Славного» собирали и передавали в Центр важную информацию о перегруппировке вражеских войск. 15 месяцев в тылу врага шестаковцы действовали на территории Беларуси: в Гомельской, Могилевской и Гродненской областях.

Начальник штаба отряда Михаил Оборотов вел подробный дневник. Из его заметок мы узнаем, что вдохновителем большинства боевых операций был Конрад Мадей. Он родился в 1912 году в Грозном. Необычная фамилия досталась ему от деда-француза. В отряде Конрад Анри стал Кондратием Андреевичем.

Из дневника (стиль и орфография документа сохранены): «Мадей не ожидает от командования отряда, когда ему поставят задачу и пошлют на операцию. Он очень инициативен, не сидит на месте и сам ищет удобные места для нападения. С каждой операцией авторитет Мадея все возрастает… Он если задумает какую операцию, то выполнит, несмотря ни на какие условия: голод, холод, усталость».

Одной из самых главных забот народных мстителей было обеспечение оружием и боеприпасами. В начале своего боевого пути «Славный» перешел линию фронта, имея ручной пулемет, автоматы ППШ, винтовки, гранаты и запас взрывчатки. К моменту соединения с частями Красной Армии 7 июля 1944 года отряд имел на вооружении: станковых пулеметов — 2, ручных пулеметов — 34, противотанковых ружей — 1, минометов 50-мм — 1, автоматов — 86, винтовок и карабинов — 231.

Оборотов часто отмечает: «Питания для отряда не хватает. Живем впроголодь». Особенно страдали партизаны без соли. Весной и летом можно было заменить ее лесными травами, черемшой, зимой приходилось устраивать настоящую охоту за продовольствием: «21 января 1944 г. Оставив в лесу роту, Мадей и Борзухин вышли на разведку шляха Денисовичи — Ухвала с целью организации засады. Подойдя к дороге, увидели двигавшийся обоз с полицейскими в 7 подвод. Мадей и Борзухин открыли огонь по полиции, бросились к дороге и захватили две подводы с продовольствием, где было пудов 30 хлеба и 100 кг соли».

Конрад Мадей часто уходил в разведку в одиночку, выбирал наиболее оживленные магистрали, часами наблюдал за шоссе, лежа в кювете и тщательно продумывая план будущей операции. И никогда не возвращался с пустыми руками: «21 июня 1943 г. Мадей с группой пробрался в город Рогачев на хлебозавод, работающий на немецкую армию, где запрягли коней в повозки, нагрузили хлебом, солью, и отправил обоз с десятью человеками из города. А сам с остальными бойцами сжег хлебозавод, склад с зерном, солью, 4 вагона муки и 6 тонн испеченного хлеба. Немцы были в ужасе от взрывов и огня. Отходя из Рогачева, Мадей с группой вел огонь по городу».

Бойцы отряда «Славный».

1 апреля 1944 года «Славный» покидал Кличевскую партизанскую зону. 8 месяцев партизаны базировались на острове Веремеевка в Усакинских лесах, громя немецкие гарнизоны, собирая разведданные. Фронт находился уже в 30 — 40 километрах, и все надеялись на скорую встречу с Красной Армией. Но шестаковцы получили очередное задание и готовились к длительному рейду в тыл противника…

В 1997 году на Веремеевке открыт памятник партизанам. Группа краеведов в течение четырех последних лет проехала по следам отряда, чтобы разыскать места захоронения некоторых погибших партизан и вернуть из небытия их имена. В 2018 году в свет вышел сборник «Острова памяти», основой которого стал дневник Михаила Оборотова. Побывали поисковики и на могиле Конрада Мадея, которого командование отряда в мае 1944 года представляло к званию Героя Советского Союза.

Партизанским героем назвали Конрада Мадея сами бойцы. Вот показательная запись из дневника: «29 июня 1943 г. Переехали в лес к деревне Ново-Залитвинье, где стали лагерем вместе с отр. Изоха и Голощапова. Получили радиограмму беречь мастеров спорта и чемпионов СССР, а при возможности переправить их через линию фронта на самолетах. Шатов, Зайпольд, Иванькович переведены к радистам. Мадей и Али Исаев отказались отсиживаться и продолжали воевать. Через некоторое время Исаев также ушел к радистам. Остался один чемпион Мадей, который беспрерывно и всегда успешно проводил бои с немцами. Мадей — это партизанский герой!»

75 лет отсчитала история от последнего военного выстрела на нашей земле. Но в памяти народа отважные защитники Родины навечно.

Захар АЧИНОВИЧ, Роман АЧИНОВИЧ, ученики Михановичской средней школы, Лидия АЧИНОВИЧ, научный сотрудник Кличевского краеведческого музея.
https://www.sb.by/articles/partizanskiy-geroy.html

942