Выставка советской графики и карикатуры "Оружием искусства"


21 октября 2020 г. в 16 часов в Белорусском государственном музее истории Великой Отечественной войны (пр. Победителей, 8, художественная галерея, 3-4 этаж) состоится открытие временной экспозиции советской графики и карикатуры из фондовой коллекции периода 1939-1945 гг. “ОРУЖИЕМ ИСКУССТВА”, приуроченной к 76-летию создания музея. Работа временная экспозиции продлится до 27 ноября 2020 г. Посещение - по входному билету в музей.
С началом Великой Отечественной войны Союз художников СССР немедленно развернул на фронте и в тылу наглядную агитацию и пропаганду. В область плакатной графики, одного из самых массовых видов агитационного искусства, вместе с профессиональными плакатистами вошли десятки мастеров станковой живописи, графики, скульптуры.
В Белорусском государственном музее истории Великой Отечественной войны собрана уникальная коллекция советского политического плаката. Графические листы, созданные в период с 1939 г. по сентябрь 1945 г., составляют ее ядро. Большинство из них выполнено типографским способом в технике цветной литографии. В основе коллекции – плакаты государственного издательства «Искусство» (Москва-Ленинград). По наименованию их насчитывается более 400, а по количеству – более 500 единиц.
Настоящая временная экспозиция демонстрирует подборку плакатных листов в героико-сатирическом и сатирическом жанрах. В военное время плакаты, направленные против командования и солдат немецко-фашистской армии, называли «агитационными бомбами». Лучшие из них отличались ясностью и доходчивостью графического языка. Поддерживая и укрепляя боевой дух в войсках РККА, среди партизан и в советском тылу, сатира и карикатура убийственно действовали на врага.
Уже к вечеру 22 июня Кукрыниксы (Михаил Куприянов, Порфирий Крылов, Николай Соколов) создали эскиз плаката «Беспощадно разгромим и уничтожим врага!». 24 июня первый плакат Великой Отечественной войны появился на улицах Москвы и был напечатан в газете «Правда».
В числе плакатных листов первой недели войны – работы плакатиста Алексея Кокорекина «Смерть фашистской гадине!» и «Бей фашистского гада!», созданные в лучших традициях периода гражданской войны, где враг показан метафорически и использована советская символика.
Плакат, посвящённый успешному разгрому гилеровцев под Москвой, "Выступали – веселились, отступали – обслезились" зрители увидели в начале 1942 года. Его автор – Борис Ефимов, ещё в довоенное время являлся мастером политической злободневной карикатуры на международные темы.
Наибольшую известность и признание в годы Великой Отечественной получили «Окна ТАСС» – особая серия, родственная агитокнам времён гражданской войны. Оригиналы «Окон» (иногда их размеры достигали трёх метров) тиражировались вручную с помощью прорезных трафаретов. Ежедневно (впервые 27 июля 1941 года в Москве) выставлялись в витринах магазинов, наклеивались на стены и заборы рядом со сводками Совинформбюро. Наиболее удачные тиражировались до 20 тысяч экземпляров литографским способом и посылались на фронт и в тыл.
Многие из самых сильных плакатов этой серии принадлежали Кукрыниксам. В их карикатурах военного времени преобладает сочетание в одном сюжетно-композиционном образе разных по времени и месту, но связанных одной причиной явлений. Сюжеты их плакатов часто построены на изображении метаморфозы персонажей карикатур, наглядном превращении человека в зверя, птицу, вещь, призрак (своеобразный басенный прием). Демонстрируются выполненные ими трафаретным способом «Окна ТАСС» «Долг платежом красен» (1941 г.), «Пустой котел в Берлине и русский котел под Минском» (1944 г.), «Фрицкин кафтан» (1944 г.), поступившие в музей в 1970 году от самих авторов.
В годы Великой Отечественной «Окна» были настолько популярны, что печатались не только в Москве и Ленинграде, но и в других крупных городах и даже создавались на фабриках и заводах. Представлен плакат Ивановского областного издательства «Фронтовая парикмахерская» (1942 г.) работы художника Моа (Абрамов Марк Александрович) выполненный, в так называемом, точечном или телеграфном стиле.
Крупным художественным явлением для Ленинграда тех дней была серия «Боевой карандаш», возникшая на второй день Великой Отечественной из стенгазеты Ленинградского Союза советских художников, носившей название «Карандаш» во время войны с Финляндией. До 1945 г. в Ленинграде было выпущено 102 номера, среди которых немало сатирических листов.
Особо следует отметить художественную деятельность Виктора Дени, одного из основателей советского плаката, вновь пережившего творческий подъем. Эволюция физиономии фюрера отражает на его плакатах все этапы бесславного похода гитлеровских захватчиков. Все рифмованные подписи он сочинял сам. Колючее начертание букв как бы подчеркивает остроту сатирического жала рисунка. Особый интерес представляют плакаты с автографами художника. 11 его плакатов были закуплены для коллекции у внучки Дени в 1972 году.
Сегодня плакаты военного времени являются не только оригинальными художественными произведениями, уникальными музейными экспонатами, но и подлинно историческими документами в ряду историко-культурного наследия, которое сохраняет и которым по праву гордится наш музей.
Контактное лицо: Павловская Галина Владимировна – зав. отделом письменных и изобразительных источников (+375 17 203-17-24).

253