Экспозиции музея

Туровский краеведческий музей один из старейших музеев Гомельской области. Основан в 1927 году на базе школьного кружка истории и природы, имел более ста экспонатов. Основатель и первый директор музея - учитель географии Максим Емельянович Бруй. Активное участие в создании музея принимал библиотекарь Народного дома Парфен Антонович Щекотович, вся жизнь которого впоследствии была связана с Туровским музеем. Музейная коллекция, собранная до войны, включала две тысячи предметов археологии, этнографии и быта, рукописных и печатных изданий. В настоящее время в музее насчитывается 6 экспозиционных залов: «Археологическое прошлое Турова», «Ремесла и промыслы Туровщины», «Крестьянская изба», «Природа района», «Великая Отечественная война на территории района», «В стиле ретро». С 1989 г. вплоть до 2016 г. демонтирование экспозиции не производилось. В 2016 г. был обустроен экспозиционный зал «В стиле ретро», в котором размещены предметы, отображающие эпоху СССР. В 2017 году был создан новый экспозиционный зал «Крестьянская изба», в котором размещены предметы, бытовавшие в крестьянских избах в конце 19-нач. 20 вв. В настоящее время основной фонд музея составляет более 12 тыс. предметов на различную тематику. В тоже время научно-вспомогательный фонд составляет более 9 тыс. предметов.
В экспозиции «Археологическое прошлое Турова» находится два редких и уникальных предмета не только для Турова, но и для всей территории Беларуси. Первый предмет, это кельт — разновидность бронзового топора с вертикальной втулкой, в которую затем вставлялась рукоять. Отсюда его второе название — втульчатый топор. На лезвии имелись одно или два специальных ушка для лучшего крепления рукояти: ее привязывали веревкой. От рукояти зависело, как будет выглядеть кельт. Если в него вставляли прямую рукоять, он был похож на долото. Если же в него вставить согнутую под углом рукоять, то он приобретал вид мотыги или топора. Топоры, аналогичные по орнаментации, форме, размерам, в большом количестве обнаружены в бассейне реки Дунай, в западных районах Украины, на территории Польши. Такой топор в эпоху бронзы использовали как оружие. Владели им мужчины, которые занимали высокое социальное положение в обществе. Относится к позднему периоду бронзового века и может датироваться в пределах 1200 – 900 годов до нашей эры.
Второй предмет – глинобитная печь конца III-нач. I˅ в. н.э. Печь была обнаружена при проведении археологических исследований поселения раннего железного века, расположенного от д. Бережцы. От печи сохранился глиняный под, свод разрушился, его следы хорошо видны в разрезе печи. Печь использовалась древними поселенцами в хозяйственных, и, очевидно, в ритуальных целях, т.к. на поде был обнаружен ритуальный хлебец. Такие хлебцы имитировали хлеб и приносили в жертву богам, вероятно огня, т.к. помещались как внутри печи, так и снаружи.
В экспозиции «Ремесла и промыслы Туровщины» также находится один из уникальных предметов, характеризующий историю Турова. Это женский головной убор – галовачка. Давний головной убор замужних женщин в Давид-Городокско-Туровском наряде. Бытовал в 18 - нач. 20 в. Состоял из собственно галовачкі (жесткий каркас - основа в виде шапки без верха, надлобная часть которой переходила в трапециевидный гребень высотой 8 - 15, шириной 10 - 17 см), своеобразного чапца (чехольчик из ситца или льняное полотно, надевался на гребень), рябушко (ремень из тех же материалов, которым опоясывался каркас), сярпанкі (повойник из тонкого, как марля, полотна длиной 3,5 - 5 м, шириной 50 - 60 см); составленная в несколько слоев, она обвивала гребень, проходила под подбородком и свободными концами драпировалась на спине. Часто галавачка дополнялась кашемировым платком с бахромой - ширинкой (составлена по диагонали, пропускалось под подбородком и завязывалась на темени). Праздничную галовачку украшали вышивкой тонким красным, желтым, черным шелком или малиновыми, голубыми, черными нитками лучковой шерсти, нашивками золотистой тесьмы. Геометрический или сильно геометризованный растительный орнамент (ромб, ель, пальмета) располагался на чепце и рябушке, где они не покрывались серпанкой. Накрахмаленную сярпанку не украшали, кроме узких (около 0,5 см) красных ленточек по краям круга и на концах. На траурных нарядах делали темно - синие или черные полоски.
Также имеется музейная экспозиция "Древний Туров", которая находится на городище Древнего города Туров. Фундамент храма, который сейчас открыт для посетителей, был обнаружен случайно в 1961 году. Школьники копали хозяйственную яму и неожиданно наткнулись на участок кирпичной стены. В то время экспедиция из Москвы проводила раскопки на детинце в Турове. Археологи сразу оценили возможность выявления остатков сооружения монументальной архитектуры и сообщили об этом Каргеру, крупному специалисту по древнерусской монументальной архитектуре. Осенью 1963 года Каргep траншеями по периметру стен вскрыл остатки храма, определил время его возведения (вторая половина XII века), сохранность остатков и засыпал его. Раскрытие храма приобрело реальные перспективы лишь в 2004 году, когда с городищем древнего Турова ознакомился Президент Беларуси и предложил использовать исторические и археологические ресурсы древнего Турова в интересах возрождения города. Буквально за несколько месяцев был вскрыт древний храм и над ним возведен купол. Археологические работы проводились под руководством заведующего сектором археологии Института истории Академии наук РБ Петра Федоровича Лысенко, а возведение павильона — строителями области.
В сентябре 2005 года к тысячелетию Туровской епархии распахнул перед посетителями свои двери экспозиционный павильон «Древний Туров».
Главным экспонатом музейной экспозиции является фундамент древнего храма. В письменных источниках не сохранилось никакой информации о нем, потому скрыта от нас история строительства храма, его название, имена зодчих и точное время постройки. Храм построен приблизительно во второй половине 12-го столетия в традиции киевской архитектурной школы, и принадлежит к категории типичных шестистолпных, трехапсидных однокупольных храмов. От Туровского храма сохранился лишь фундамент и часть стен. Большая часть стен на высоту 30-50 см., значительно выше сохранилась стена апсид – до 2 м. Построен храм из плинфы в технике равнослойной кладки, характерной для 12 века. Археологическими исследованиями установлена причина разрушения храма - землетрясение 1230 года.
При раскопках храма были обнаружены захоронения в шиферных саркофагах. Шифер или «пирофилитовый сланец» - красивый благородного темно-розового цвета камень, который добывали в Овручских карьерах (ныне Житомирская обл.). Для средневековья подобные захоронения были статусными, так хоронили представителей элиты общества. На территории Беларуси такие захоронения известны только в Турове. Первые три саркофага были обнаружены М.Каргером в 1963 году. Все погребения в них оказались нарушенными, а саркофаг в северо-западном углу нартекса был заполнен кучей человеческих костей от нескольких скелетов. Последние два саркофага были обнаружены при возведении комплекса в 2005 году. Одно из захоронений, обнаруженное у южной стены храма, сохранилось в очень хорошем состоянии. Захоронение молодой женщины 24-27 лет, при исследовании антропологи пришли к выводу, что эта женщина родилась и выросла на Полесье, принадлежит к племени дреговичей. Было принято решение о реконструкции облика женщины по методу Герасимова. Самый первый саркофаг был раскопан в 1909 году на кладбище Бориса и Глеба, на месте древнего монастыря. Судьба этого саркофага неизвестна, сохранилась лишь информация о его вскрытии – помимо костяка были обнаружены остатки истлевших золотых нитей от предплечья до колен. Большинство материалов, которые находятся в археологическом комплексе «Замковая гора» и представлены для широкого обозрения посетителей, были найдены во время археологических раскопок на Замковой горе. Однако часть материалов находится на сохранении в Институте истории Национальной академии наук Беларуси.