Финальный аккорд XXI Международного фестиваля органной музыки «Званы Сафii»

"О МУЗЫКЕ, ВРЕМЕНИ, ТВОРЧЕСТВЕ...."
(беседа с польским органистом Гедымином Груббой)

В последнее воскресенье ноября прозвучали финальные аккорды XXI Международного фестиваля органной музыки «Званы Сафii». Для заключительного концерта фестиваля был приглашён один из самых успешных молодых органистов Польши Гедымин Грубба. Программа его выступления, на наш взгляд, очень удачно составлена и охватывает огромный пласт органной музыки от классики Барокко до наших дней. Наряду с любимыми и известными сочинениями И.С. Баха – Токкатой Фа-мажор, транскрипцией концерта А. Вивальди ля-минор и монументальной Пассакалией, как откровение прозвучали Хоральная прелюдия М. Регера, Соната Ф. Мендельсона и Концертная пьеса Ф. Петерса.
Слушатели сразу отметили исполнительский темперамент Г. Груббы, его высокотехничную игру и «режиссёрскую» интерпретацию произведений. Выразительная энергия музыкальных трактовок произвела сильное впечатление и породила желание поближе познакомиться с органистом.
Предварительно побывав в гостях на интернет-сайте маэстро, мы с восхищением узнали, что, несмотря на свой молодой возраст, в этом году он отмечает 20-летие своей творческой деятельности. С 1996 года музыкант дал более 1500 концертов, имеет записи на радио, десятки компакт-дисков, реализованных за рубежом, даёт мастер-классы по интерпретации органной музыки, организует органные фестивали. На сегодняшний момент он один из самых востребованных исполнителей, выступающий на всех континентах, не только как органист, но и как композитор и оркестровый дирижёр.
Вознесшийся под купол Софийского Собора орган, скрывал от наших глаз исполнителя, и мы представляли себе серьёзного, сосредоточенного человека, каким глядел на нас с афиши Гедымин Грубба. Но к нам вышел улыбчивый, открытый к общению музыкант, с которым мы с удовольствием побеседовали несколько минут после концерта.

М.К.: Пан Грубба, позвольте от имени полоцких слушателей поблагодарить вас за великолепную программу и замечательные эмоции, которые Вы нам сегодня подарили. Вы впервые в Полоцке и для нас, начинающих музыкантов, Вы – замечательный пример профессиональной самореализации.
А почему вы выбрали орган?
Г.Г.: Каждый это спрашивает. Вообще так судьба распорядилась, я об этом не думал. Но с детства мне сопутствовали органы, где-то с 6 лет.
У вас очень разноплановый репертуар. А какую музыку вы больше любите?
Музыка, которую я особенно люблю – раннее немецкое Барокко, Д. Букстехуде, последний период Баха – для меня это самая лучшая музыка, я люблю её играть и анализировать.
У вас такие объёмные программы. Когда вы успеваете учить их наизусть?
Я играю по нотам. Но музыка должна быть, прежде всего, в пальцах и в голове. Ноты для меня как карта и по моим пометкам я в ней ориентируюсь.

Мы знаем, что вы ещё и композитор. Вы сочиняете только для органа или для других инструментов?
Органную музыку я почти не сочиняю, её и так столько создано, что многое хочется ещё переиграть. Но я сочиняю симфоническую музыку.

Что вдохновляет вас, как композитора?
Когда я играю на органе, я вдохновляюсь Бахом. Музыка Баха очень логична, близка к математике, а я, как композитор, ближе к романтикам. Для создания же симфонической музыки нужно особое состояние духа, импульс, идущий из сердца.
Окружающий мир помогает или мешает в творчестве?
Нет необходимости в реальной пейзажной обстановке, в природе. Мне не обязательно видеть пейзаж, достаточно представить что-то, даже если я нахожусь в самолёте.
Рахманинов был композитором, исполнителем и дирижёром. Вы также. Как вам удаётся всё это совмещать?
Многие композиторы были многогранны в творчестве, не только Сергей Рахманинов, вспомните Ф. Мендельсона, Ф. Листа, М. Регера. Для меня разные виды деятельности дополняют друг друга и мне это очень помогает. Орган – это почти симфонический оркестр, играя на нём, чувствуешь сразу всю суть оркестра, в свою очередь исполнение на органе позволяет понимать, как можно работать с оркестром. Симфоническое мышление формируется в процессе игры на органе.
У вас есть секрет, как всё успеть?
Для меня это не проблема, всё дело в психической настройке. Есть внутренняя дисциплина в отношении времени и места, что я должен здесь сделать здесь и сейчас. Об этом есть целая наука – праксиология. Ну, и конечно надо продумать расписание дня и тогда на всё будет время.
Чтобы выдержать такие нагрузки, нужно быть в хорошей физической форме. Дружите ли вы со спортом?
Для меня лучший спорт – это игра на органе, это мой фитнес. Если у меня есть возможность, я очень много занимаюсь, до 10 часов в день.

Вы яркий музыкант, с большим исполнительским опытом. Не было ли у Вас желания преподавать?
Мне очень часто предлагают, но, к сожалению, я физически не имею времени, так как практически семь месяцев в году нахожусь в концертных турах. Но я часто провожу мастер-классы.

* * *

Время, как почти зримая субстанция, стало третьим участником нашего разговора с Г. Груббой. Буквально сразу после концерта он отправился в Минск, так как уже на следующей неделе его ждут концерты в родной Польше и подготовка большого турне в США. В феврале 2017 года ему предстоит провести грандиозную серию концертов в 10 американских штатах.
А мы, завсегдатаи органного фестиваля «Званы Сафii» в Полоцке, благодарим Польский институт в г. Минске и его директора Матеуша Адамски за содействие в организации выступления Гедымина Груббы на нашем музыкальном форуме и возможность общения с замечательным представителем нового поколения польской музыкальной культуры.
Жаль, наша встреча была столь скоротечной, но мы надеемся, что радушный приём и благодарные овации полоцкой публики оставят след в сердце музыканта, и желание продолжить наши творческие контакты.
Кульминацией концерта стал эффектный «Триумфальный марш» в исполнении автора – Гедымина Груббы. Его торжественные аккорды стали не просто красивой заключительной точкой, а восклицательным знаком – апофеозом искусства, объединяющего музыкантов всего мира и поклонников органной музыки на нашем фестивале.

Елена ВАСИЛЬЕВА и Максим КОРОБКОВ, музыковеды (г. Новополоцк).
583